Поэт Дмитрий Воденников один из самых ярких представителей современной поэзии (нетнет, она вовсе не умерла!) это человек, который вернул пафосу право на существование. Он вернул поэзии возможность не играть цитатами, а называть вещи своими именами и именно это называется модными терминами «прямое высказывание» и «новая искренность», которые давно уже перестали относиться только к литературе.
Впервые я услышала о нем в июле прошлого года: мне сказали, что это современный Блок. Оказалось, что ему 37 лет, он автор пяти книг, закончил филфак педагогического института, немного преподавал в школе, работает на «Радио России». Я могла бы услышать его самого, читающего стихи, на пикнике «Афиши», но поэты выступали утром, и я проспала. А потом стоило увидеть его, чтобы влюбиться навсегда. Поэзия, с одной стороны, вещь очень интимная, с другой стороны, акт публичного чтения стихов имеет гораздо больше значимости, чем в случае с прозой. Чтобы понять стихи, надо услышать и увидеть их в исполнении автора. Воденников пример прекрасного поэтагероя, который читает свои стихи страстно, мучительно остро и откровенно наверное, как живет: «Я не знаю, как определить, что такое поэт. То есть для меня это как бы вся моя жизнь... Я чтото хочу написать и говорю: Господи, что же такое? Все люди как люди, пишут нормально, а у меня только: небесный, цветущий, бессмертный. То есть это подставляй к любому слову, да, это тоже своего рода демагогия, но, к сожалению, мне так легче определить. Небесный пиар. То есть я так чувствую. Просто пиар меня не интересует, меня интересует небесный».
Этого достаточно, чтобы понять, что никуда не ушли ни стихи, ни гениипоэты, ни славные времена, когда слово имеет ценность, вес, вкус и означает то, что называет. «Вы видите, у меня не особо блистательная речь. Все, что я говорю, по большому счету обыкновенные простые человеческие слова. Но для них это откровение». Более того, для многих это инфантилизм. На днях я прочитала статью про то, как невозможны у зрелых авторов (в отличие от Воденникова) заголовки «Как надо жить, чтоб быть любимым» и как можно на полном серьезе говорить, что, мол, «условия моей духовной жизни таковы, что, если бы я все это не написал, я бы перестал себя уважать».
Действительно, гораздо легче жить, когда слова удобны и легки иначе, как говорит Воденников в эссе «О поэзии», «бессмысленные слова тем и хороши, что от них легко откреститься. А любая личная ответственность забавна и глупо выглядит. Поэтому поэт так сейчас силен и беззащитен одновременно». Для Воденникова стихи это ступенька, он как будто пишет летопись своей жизни, во всегдашней готовности, что она может закончиться прямо сейчас. «Я просто знаю: я пишу сериал. То есть я единственный, который показывает: вот так человек жил... Я проживаю, и мне нужно это проговорить. А
И еще немного о пафосе. Мне кажется, что эти слова «любовь», «жизнь», «смерть», «стихи», «кровь», «мука», «потеря», «страсть» значат для нас слишком многое, и потому мы боимся их. И боимся, как следствие, сделать свою жизнь достойной этих настоящих слов. Чтобы счастье было СЧАСТЬЕМ, а страдание, соответственно... Это же требует слишком больших усилий. Да, жизнь это, безусловно, игра. «Но я стараюсь, чтобы это была серьезная игра. И чтобы ставка была очень большая, и выигрыш потом тоже очень большой. Свет в конце».
«Разговорчики» это токшоу, которое автор колонки ведет в клубе «Китайский летчик Джао Да». В колонке она рассказывает о людях, которые были гостями «Разговорчиков», и о том, что они там говорили.
(Оригинал статьи на сайте «Акция»)