|
Поэт Дмитрий Воденников: «Я отравлен империей». Наталья Кочеткова, «Известия».
В издательстве «Гаятри» вышел в свет новый сборник стихов модного поэта Дмитрия Воденникова «Здравствуйте, я пришел с вами попрощаться». О подвиге, одиночестве, смерти и задачах современной поэзии с Дмитрием Воденниковым беседовала обозреватель «Недели» Наталья Кочеткова.
вопрос: Сочетание гламурности, едва ли не глянцевости, и жизнетворчества как в вас все это уживается?
ответ: Я не понимаю этого прилепившегося ко мне ярлыка гламурности и глянцевости. Моя гламурность в том, что на фотографиях я более или менее хорошо получаюсь? В этом дело? И что мне делать? Изуродовать свое сорокалетнее лицо? Оно и так скоро будет изуродовано.
В современном мире меня очень злят постоянные подмены. Если ты выделяешься на каком-то общем фоне по каким-то параметрам, например, ты ведешь относительно звездный образ жизни, по крайней мере так себя позиционируешь, отличаешься от немытого, нечесаного, каким, по общим представлениям, должен быть поэт, у тебя действительно есть читатели и твои книги для поэтических сборников выходят большим тиражом, тебя публикует «Офисьель» и другие глянцевые журналы, то моментально мир хочет тебя спрятать в какую-то траншейку и поставить табличку: «Гламур». Миру так спокойней. Он не хочет воспринять явление в целом.
Это меня бесит. Потому что это попытка омертвить любое живое явление. Когда про поэзию Веры Павловой говорят, что это эротические стихи, про Воденникова, что он глянцевый персонаж, про Кирилла Медведева, что он сумасшедший, а про Андрея Родионова, что он певец окраин, учитывая, что Родионов один из самых образованных людей, это меня сильно раздражает.
Да, с моей стороны это жизнетворчество, я всегда об этом писал. Сами по себе меня какие-то «абстрактные» стихи не интересуют нисколько. Я их не люблю. Любить можно либо какое-нибудь большое или маленькое жалкое существо типа собаки или кошки, либо иллюзию. Поэтому я существую в пространстве мифологии, а не психологии. Я так воспринимаю мир. Схватываю некие знаки и в этом живу. Поэтому и к раздваиванию моего образа стал умудренно относиться бешусь, но один раз через три. Если вы читали мои книги, то их пафос и месседж как выжить.
в: Но как бы вы ни пытались откреститься от ярлыков участие в определенных проектах само по себе уже ярлык.
о: Понимаете, я, конечно, сам приложил к этому руку. Но как писал Михаил Айзенберг: «Я хотел не этак». Когда я пришел в поэзию, она была в загоне. Сами действующие лица, одни из лучших поэтов Рубинштейн, Гандлевский, Пригов говорили о том, что поэзия нужна только ценителям. Этих ценителей пять-шесть. Как вам нравится эта цифра? Мне никак.
Вокруг стали группироваться плохо артикулированные молодые люди, которые с восторгом восприняли идею, что поэзия никому не нужна или она только для своих. А у меня имперский, к сожалению, замах я родился в Советском Союзе. Мне было 16, когда он развалился. Я отравлен империей, это моя внутренняя география. И я взял на себя историческую и социальную функцию: представлять поэзию, поэтов, которые пишут замечательные стихи. Если поэзия останется в андеграунде она погибнет, все уйдет в игру в бисер. Понимаю, что моя позиция достаточно невротична, спорна, бессмысленна, но если этого не буду делать я, то этого никто не сделает.
в: Народными поэтами, которые собирали стадионы, были шестидесятники, затем произошел откат, и поэзия превратилась в маргинальную зону и ушла в подполье. Сейчас действительно поэтический подъем, с одной стороны. С другой поэзия по определению не рассчитана на массы. И все эти проекты с вывешиванием стихов в метро, которые еще Бродский начал, не работают. Можно ли сказать, что вы наследуете эту линию шестидесятников, когда поэзия должна собирать стадионы?
о: А почему не предположить, что я наследую две эти линии? Симбиоз линии шестидесятников, которые позиционируют поэта как общественную фигуру, и линии противоположной, представители которой являются моими учителями. Я хочу, чтобы поэзия перестала быть уделом высоколобых это чревато бисером, там умирают. С другой стороны, важно сохранить живую линию, которую как раз сделали андеграундные поэты, не поступившиеся ради социального момента чистотой своих стихов.
Это как в любви соединяются вещи несоединимые. Когда мы любим, особенно вначале, есть желание никогда не расставаться с этим человеком, а с другой стороны желание сбросить его. Никогда не ловили себя на этой мысли?
в: Поймала сравнительно недавно.
о: Потом ты как-то притираешься. Я, как человек, изгаженный Настасьей Филипповной Достоевского, отлично знаю, когда приходит любовь, что такое желание все порвать, бросить в камин все свои символические 100 000, все, что у тебя есть. Во мне это всегда было. Потому что ее слишком много, этой любви, она тебя душит. У меня была ситуация, когда я мучил одну женщину, там не было любви начало какое-то было. Я сказал: «Мы расстаемся». Встал и пошел. А потом мне стало ее жалко, я перезвонил, извинился, спросил: «Ну, что ты чувствуешь?». Она говорит: «Освобождение». Хотя я понимал, что она в тот момент была очень сильно влюблена.
В свое время у меня был такой период одиночества, очень сильного. Хотя у меня все было, но это такая двойная жизнь, я все время находился в поиске. Не в поиске сексуальном, а какой-то новой любви. Это длилось семь лет. Я думал тогда: мне дано столько жизней, столько сил, а я проживаю только одну. Сейчас такого уже нет, мне почти сорок, случились самые серьезные события, которые только могут случиться: онкология, смерть, самоубийство моих близких. Возможно, это расплата: не замахивайся слишком.
Сейчас я могу только обнять мою собаку и лежать с ней не случайно она появилась. Мне уже хватает только этой любви. Но что касается поэзии, то я до сих пор пребываю, может быть, в иллюзии я родился для некоего подвига
Как трудно сказать в современной системе: «Я родился для подвига». Какой ужасный пафос, как пошло.
в: Подвига в религиозном смысле?
о: Сейчас я плюс люди, которых я безмерно уважаю и люблю, могут заложить новую поэзию. А что такое поэзия это некая новая идеология, философия. То же самое касается и религиозного пути.
В свое время Бродский сказал, что мы живем в постхристианскую эпоху. Не знаю, точно ли в постхристианскую, но новую модель существования с богом надо построить. И выглядит это так. Не знаю, что со мной будет, сдохну ли я под забором, умру в 90, в 40, один, со съеденным лицом, которое Чуня съест
(Впрочем, вряд ли Чуня, не доживет: скорее всего следующая собака надеюсь прожить дольше 50.) То есть не знаю, как и когда, но скорее всего буду умирать в одиночестве. Сейчас я закладываю с помощью стихов жизнестроительство не в смысле строительства имиджей, а в смысле показывания пути человека, который идет и создает новый мир, в котором будут жить другие люди. Создаю методику.
Это произойдет, только когда я умру. Когда я завешу эту свою линию, там уже не будет стихов. Когда дойду до конца, открою дверь и увижу тот свет это и будет некая новая модель, по которой люди будут жить. Не по моим стихам это будет некая вещь, которая сохранится, и другие люди уже пойдут своим путем, отдавая себе отчет в том, что они делают. В этом смысле я рожден для подвижничества. Поэтому мне тесно просто в стихах.
(источник)
|