За закрытыми дверьми
Журнал «Сеанс»
В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме. В этот день миллионы специалистов и родителей детей с расстройствами аутистического спектра (ASD) имеют возможность рассказать обществу об аутизме как о глобальной проблеме. Факты
Понятие аутизма (от греч. autos «сам») буквально «погружение в себя») было введено швейцарским психиатром Эйгеном Блейером в 1912 г. для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. ![]() Маша Жмурова «Ежик остался без слез» ДЕТИ РИСУЮТ, ПОЭТЫ ГОВОРЯТ
1. ...Мне тут снилось однажды: далекий израильский дом, (Дмитрий Воденников) Когда в голове протыкается стихотворный период он глухонемой. Он висит с пропущенными двумя строчками в середине и не знает своего продолжения (товарища, который должен быть внизу) и товарища, что у него над головой (и будет ли?). При таком муравейнике звука внутри, это все равно называется молчание. Через неделю ты стоишь (вернее, лежишь под душной подушкой) там, где и был. И это при всем том, что ты их как бы отчетливо видишь (это отдельная мука: как во сне, когда ты не можешь найти свой дом, и вдруг с ужасом понимаешь, что единственного знакомого, который вел тебя туда чуть ли не за руку, относит в толпе). Жизнь тебя воспаляет как течную суку. Но даже когда эти никчемные две срединных строчки все же приходят ты однажды просыпаешься утром и понимаешь, что это найденное четверостишие не помнишь. И все надо начинать заново. Факты:
Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) не могут самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром отказываются от контактов с людьми, замыкаются в себе, у некоторых пропадают ранее появившиеся навыки речи.
Аутизм встречается во всех расовых, этнических и социальных группах. Он в 4 раза более вероятен у мальчиков, чем у девочек. Немота, навязчивые желания постоянно производить одно и то же действие в одно и то же время при строго определенных обстоятельствах специалистами трактуются как попытки аутиста стабилизировать окружающий мир. 2. Так они лежали, и их короны лежали, Но проклятая звездочка восходила. Ребенок берет карандаш и краски, начинает рисовать, и нам кажется, что он хочет нам сказать: «Посмотри, я толстый и живой. Я не боюсь глухонемого гула. Я тут». Аутичный ребенок это поэт в современном мире. Дети как поэты. А может, на самом деле, все совсем иначе? и некоторые дети ничего не слышат? И там только тупой бессымсленный белый шум? Или затцветший со всех сторон аквариум? ...Ваня рисует лиловым, голубым и сиреневым, Маша красным и белым, а Саша карандашами. Здесь море. По зеленым берегам - ![]() Евгения Якушкина «Аня» Факты:
По статистике, различные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека, но большинство из них не опасны и социализации не мешают. Майкл Фитцджеральд, британский профессор психиатрии, считал, что легкой формой аутизма, называемой синдромом Аспергера, страдали многие великие люди науки и искусства и именно поэтому были гениальны. Синдром Аспергера был у Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Джорджа Оруэлла, Герберта Уэллса, Моцарта, Канта, Микеланджело. По гипотезе Фитцджеральда, обусловлен «Аспергер» теми же генами, которые отвечают за творческое мышление.
Но, поскольку предсказать комбинацию генов невозможно, людям не следует создавать стереотип «гений = аутист». Каждый случай аутизма уникален. Среди аутистов много потенциальных гениев, но реализованных гениев единицы. Работая с аутистами, следует делать акцент не на их гениальность, а на нормализацию восприятия ими окружающего мира, на социальную адаптацию. Тогда гениальным аутистам будет проще реализовать свои таланты. 3. В общем, никакой сверх меры. Никакого специального (аутичного) прорыва. Ни небесного откровения, ни обязательного Моцарта, ни глухонемого паука в мягкой могиле. В этом смысле они похожи на всех. И почему-то от этого становится радостно. Как будто нас и детей, и всех-всех обнесли уникальной тяжелой судьбой. Потому что больше, чем нам возможно вынести, нам не дают. Это мы тоже где-то читали... Водя пальцем по выпуклым буквам, почти по слогам. или даже не бог, а какой-нибудь его зам покатает в горсти, поскоблит тебя с уголка - Факты:
2 апреля во всем мире проводятся конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детских садов, вожатые оздоровительных лагерей. В Европе и Америке по телевидению ежедневно крутятся ролики социальной рекламы, в сети существует видео-словарь аутизма («Red Flags of Autism» система документальных роликов, демонстрирующих детей с ASD).
Диагностировать расстройства аутического спектра с наибольшей точностью можно в 3-летнем возрасте, чем раньше начать заниматься с аутичным ребенком тем большим будет эффект. Россия к этому совершенно не готова.
В нашей стране системы грамотной диагностики аутизма не существует. «Заметив, что с ребенком что-то не так не реагирует на родных, не улыбается, избегает зрительного контакта, не говорит, мы начинаем обивать пороги поликлиник, но проходит не меньше года-полутора, прежде чем нам ставят аутизм», говорят родители.
В России существует и проблема выросших аутистов. По достижению ребенком 18 лет диагноз РДА снимается, и дальше пишется что угодно шизофрению, психозы и т.п.
Поскольку информации об аутизме в нашей стране явно не хватает, система помощи «особым детям» в коррекционной педагогике разработана недостаточно, большинство аутистов обречено на инвалидность.
4. Еще говорят: когда мы едим персик, мы чувствуем его аромат и как текут сладкие соки по деснам. А у них иногда все бывает совсем по-другому. То есть весь мир становится железным крупнозернистым персиком. И тогда ребенок бросает этот поганый с шипами плод и кричит. И если этот крик повторяется слишком часто, то измученный человек уже хочет поднять этот раздавленный персик с пола и размазать эту солнечно-желтую нежную мякоть орущему зверенышу прямо по его ненавистной морде которая превратилась в один сплошной воющий рот. Но бывают другие дни... Когда вдруг все уложится в голове и смысл становится очевидным, а мир прозрачным. И мир опять если это не наши настоящие близкие люди, не те, кто любил нас и кто хотел размазать по тебе тот исколовший тебя персик, а просто мир, которому на самом деле плевать на нас с уже готовыми слезами быстрого умиления наклоняется к нам для сильнопахнущего поцелуя. Ы-ы-ы, говорит носитель очищенной, никем не услышанной речи и отстраняется... И по белому-белому полю катится утративший свои шершавые губы персик. Гладкий, как апельсин. Ирина Карвасарская,
ведущий психолог общественного фонда «Отцы и дети»:
«В нашей стране диагностики аутизма нет. Поэтому чаще всего к нам обращаются не в 2 года, как следовало бы, а в 5-7 лет. Недавно привели 5-летнего мальчика с типичными аутистическими признаками он подпрыгивал, непрестанно тряс палочкой в руке. Ребенку врачи три года подряд ставили ЗПР (задержка психического развития). Родители только сейчас выяснили, что у него аутизм. И это обычный случай. Информации нет, диагностики нет, специалистов нет. Есть 8 часов в общем курсе лекций на факультете дефектологии в Герценском университете это все равно, что ничего. Для сравнения: на Западе профессиональному обращению с аутистами учатся 3 года. Для непрофессионалов, волонтеров есть трехмесячные курсы, серьезные, по несколько часов в день. Получается, за границей неспециалистов готовят тщательнее, чем у нас специалистов. В этом году у половины маленьких трехлетних детей, пришедших в Фонд, аутизм диагностировали не врачи, а родители, которые что-то читают, что-то слышали. То, что 2 апреля появился официальный информационный повод поговорить об аутизме бесспорно, хорошо. До резолюции ООН никто, кроме специалистов и родителей про аутизм вообще не знал. Но и сейчас знание это очень зыбко. Два-три новостных сюжета на ТВ, столько же интервью ко 2 апреля и все. Это сплеск интереса к проблеме, не волна. Волна будет, если аутизмом займутся не однодневно, а ежедневно». ![]() Аня М. «Белки тонут, они выплывут?» Факты:
Присутствие следующих признаков указывает на то, что ребенок находится в группе риска и его необходимо обследовать, чтобы удостовериться в том, что он развивается нормально.
не улыбается, не проявляет теплых и радостных чувств в возрасте полугода и более
не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоции посредством мимики в возрасте от 9 месяцев не лепечет в возрасте 12 месяцев не совершает обычных жестов (не указывает пальцем, не машет рукой на прощание) в возрасте 1года не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев не произносит осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев не реагирует на обращение в возрасте 10 месяцев внезапно перестает разговаривать (или лепетать) или демонстрировать социальные навыки в любом возрасте Редакция благодарит Ирину Карвасарскую и Антона Аксюка за помощь в подборе рисунков Другие рисунки можно увидеть на сайте http://sites.google.com/site/rainchildsite/Home/ (Исходный текст) |
|
![]() |